18+
Автомобили / 16.04.2018 08:10
(social-icons)

Ваш автомобиль следит за вами

Ваш автомобиль следит за вами / pixabay.com / TayebMEZAHDIA

Блокировка Telegram в России и допрос основателя Facebook Марка Цукерберга в Сенате США. Как, казалось бы, далеки друг от друга эти события, но на самом деле они об одном и том же: privacy. А что с современными, начиненными множеством электронных систем автомобилями? Они тоже вмешиваются в наше личное пространство.

Блокировка Telegram в России и допрос основателя Facebook Марка Цукерберга в Сенате США. Как, казалось бы, далеки друг от друга эти события, но на самом деле они об одном и том же: privacy. А что с современными, начиненными множеством электронных систем автомобилями? Они тоже вмешиваются в наше личное пространство.

Они обещают, мы соглашаемся

В «ихней Америке» одного из самых богатых и влиятельных бизнесменов в стране вызвали «на ковер» из-за утечки личных данных 87 миллионов пользователей через компанию Сambrige Analytics. В России спецслужбы попытались «нагнуть» популярный мессенджер для противоположной цели: получить неограниченный доступ к переписке и личным данным пользователей. Дуров, как известно, отказался. «Чтобы быть по-настоящему свободными, мы должны быть готовы рискнуть всем», – написал он.

Но в обоих случаях так или иначе пользователь сам сообщает сведения о себе. Мы все надеемся на то, что сервис, которому мы доверяемся, будет выполнять свои обещания, данные в Соглашении пользователя. Загляните туда – почти все они уверяют, что никогда, никуда и никому не сообщат ваши личные данные и любые сведения о вас, которые им станут известны. Бизнес многих сервисов как раз и строится на конфиденциальности пользователя, защите его информации от несанкционированного доступа. Это основа основ банковского бизнеса, электронной почты, и, конечно, мессенджеров. Именно на этом Дуров построил свою «телегу».


Автор: Скриншот с сайта facebook
Для просмотра в полный размер кликните мышкой

Автомобиль как любимый шпион

Но мы буквально окружены шпионами. Они собирают (или могут это делать) о нас информацию без ведома и контроля. В принципе, мы даже готовы это простить – производители же уверяют, что речь идет о безопасности. Более того, мы их любим, ухаживаем, чистим, смазываем, заправляем. Нет, речь не о смартфонах, хотя именно они самые изощренные «вражеские агенты». Речь о нашем четырехколесном друге – автомобиле.

Сегодня машина все больше превращается в «компьютер на колесах». Даже экономкласс способен много рассказать о вас. Элементарная компьютерная диагностика показывает не только пробег, износ и так далее, но и позволяет судить о вашем стиле вождения, по каким дорогам вы ездите (скажем насколько часто вы бываете за городом или решаетесь ли вы на поездки на большие расстояния). Количество датчиков в современном автомобиле все увеличивается, соответственно растет и объем сведений, которые может сообщить ваша машина. А уж автомобильная навигационная система «выдаст» еще больше информации: она покажет и  точные маршруты, и то, сколько времени вы провели в любимом ресторане.

Формально заботой о нашей безопасности объясняют и введенную с 1 января 2017 года обязательную для всех новых автомобилей установку системы ЭРА-ГЛОНАСС. Она позволяет в случае аварии автоматически или вручную послать сигнал службам спасения. Также она позволяет более точно установить обстоятельства происшествия и, как следствие, «кто виноват и что делать». Но кроме этого… система позволяет в режиме реального времени следить за вашими передвижениями, соблюдением скоростного режима и даже нарушениями ПДД. Более того, в случае, если ГИБДД сочтет это необходимым, в ЭРА-ГЛОНАСС существует техническая возможность дистанционно выключить двигатель и таким образом остановить автомобиль. Все это сами понимаете ради чего.

Чем дороже машина, тем больше данных

Чем дороже автомобиль, тем больше сведений он собирает о владельце. Например, запоминая индивидуальные настройки сидений, машина, естественно, запоминает всех, кто в нем ездит и может автоматически распознавать их. Активно внедряются и системы прямой слежки за тем, что вообще происходит в салоне: следят не только за звуками, движениями, открытием-закрытием дверей, нагрузкой автомобиля и так далее, но и, например, ставят видеокамеры, чтобы видеть водителя и пассажиров. Это тоже, конечно, делается «для безопасности», чтобы увидеть, не пьян ли водитель и не заснул ли он, но кто знает, как еще все это может быть использовано.

Компьютеризация автомобилей идет все дальше и дальше. Например, автомобили Tesla фактически всегда находятся онлайн в сети Интернет. Другими словами, все, о чем говорилось выше, вполне может быть доступно Илону Маску (и хорошо, если только ему!) фактически в режиме реального времени. Понятно, что это позволяет делать и много хорошего. Например, постоянно и автоматически обновлять программное обеспечение Tesla или оперативно выявлять всякие неисправности. Да и сам владелец получает массу преимуществ от того, что его авто «в сети». Он может следить за уровнем зарядки батареи, открывать и запирать двери, даже позволять другому человеку перегнать ваш автомобиль на стоянку. Ну и, естественно, заблокировать доступ и возможность пользования машиной в случае кражи. Замечательно! Но можно ли гарантировать, что всеми этими возможностями не воспользуется кто-то другой?

«Если вам нечего скрывать, то нечего бояться»

Этот аргумент настоятельно внедряется в сознание соотечественников всеми доступными средствами. То есть нас уверяют, что следят исключительно для нашего же блага и безопасности. К сожалению, так это не работает.

Чем больше «ведомств» и сервисов собирают о нас информацию, тем выше опасность утечки. Система неизбежно дает сбои, в нее проникают хакеры или используют какие-нибудь «кембридж аналитики». Да и «ведомства» во всем мире не отличаются стопроцентной надежностью: люди есть люди. Скандалы с «Эшелоном» и «Призмой» тому подтверждение. Люди, имевшие доступ к этим системам, «сливали» информацию коммерческим структурам, а в нескольких случаях использовали имеющиеся возможности… для слежки за неверными супругами. Что уж говорить об отечественных пинкертонах? Да вот то, что недавно в метро опять были замечены молодые люди, торговавшие полицейской адресной базой Петербурга.

Тем более что информацию собирают не только ответственные ведомства, но, скажем, и ваш автосервис. Как и где хранятся эти сведения, кто имеет к ним доступ? Связать машину со смартфоном, конечно, очень удобно. Но как раз телефон, особенно на «андроиде», может стать тем «слабым звеном», через которое в ваши жизнь влезут чужие люди. Хакеры уже уверяли, что смогли проникнуть в программное обеспечение «Теслы» и чуть ли не взять под контроль один из автомобилей, хотя в компании это отрицают. Но кроме Tesla есть много  других автопроизводителей, которые, возможно, не так тщательно относятся к безопасности.

Словом, самое время задуматься о том, кто, что и как хочет про нас знать. И как минимум тщательнее выбирать сервисы, которыми мы пользуемся.

Матвей Циклистов, «Водитель Петербурга»

Мы в соцсетях: ВКонтакте, Facebook, Twitter

Подписывайтесь на канал "Водителя Петербурга" в Telegram

Добавляйте наш сайт в "Мои источники" в Яндекс.Новостях

Комментарии

  • Вконтакте
  • Facebook
Все предложения
0

Новости MarketGid

ОПРОС

Читаете ли вы наши соцсети?












Результаты опроса

  • Все предложения

ВСЕ НОВОСТИ

Прислать новость

Предыдущие новости
Архив новостей