18+
Автомобили / 31.10.2014 17:40
(social-icons)

KIA Sedona 2015: Карета, а не тыква

KIA Sedona 2015: Карета, а не тыква

В Америке стартовали продажи нового минивэна KIA Sedona 2015 модельного года. Очевидно, что корейский производитель возражает стереотипу "семейный вэн - это скучно" и претендует на кусок рынка, в своё время отданный минивэнами внедорожникам. Есть ли у семейства вэнов шансы?

В Америке стартовали продажи нового минивэна KIA Sedona 2015 модельного года. Очевидно, что корейский производитель возражает стереотипу "семейный вэн – это скучно" и претендует на кусок рынка, в своё время отданный минивэнами внедорожникам. Есть ли у семейства вэнов шансы?

Ты помнишь, как всё начиналось

Законодателем мод как в сегменте полноразмерных внедорожников, так и крупногабаритных минивэнов, безусловно, является Северная Америка. Если в лёгких весовых категориях, будь то городские хэтчбеки или (суб)компактные кроссоверы, за лидерство соперничают Европа и Япония, то большие автомобили, приспособленные для дальних поездок, "родились и выросли" в Северной Америке. Это и неудивительно: в мире есть всего три региона, где "дальний бой" с одной стороны, доступен широким массам, но с другой – требует использования крупного автомобиля.

Минивэны 1980-х не назовёшь унылыми
Минивэны 1980-х не назовёшь унылыми

Эти три региона – Северная Америка, Австралия и Россия. Дальние поездки по Африке – не самое простое дело для рядового пользователя, Европу и Японию можно пересечь даже на "Смарте", а Южная Америка собственной автомобильной традиции не создала.

Впрочем, не создали её пока и Россия с Австралией, поэтому вэны для частного владения и внедорожники зародились именно в Штатах, где семейные поездки за несколько тысяч километров – часть весьма развитой субкультуры, включающей также и непременное проживание в кемпингах, и стилистику автомобильного дизайна, и даже музыкальную стилистику.

Семейные минивэны, созданные в Штатах в 70-80-х годах, были великолепны и вполне соответствовали определению "лайнер". Знаменитое "**CK FUEL ECONOMY" на этих машинах писали нечасто только потому, что многие владельцы возили на них своих детей, хотя бесшабашный слоган семейные микроавтобусы того времени вполне оправдывали.

…да и излишне приверженными семейным ценностям минивэны тоже были не всегда
…да и излишне приверженными семейным ценностям минивэны тоже были не всегда

А потом стало скучно

Однако жизнь изменилась, а вместе с ней – и настроения покупателей. Последние отголоски "детройтского барокко" – демонстративного и эффектного направления в автомобильной моде – ушли со сцены вместе с ростом цен на горючее. В Америке 90-х место минивэнов заняли внедорожники – более универсальные и более, если так можно выразиться о Chevrolet Suburban и Ford Excursion, спортивные. Конечно, в этой замене рационального было не так много, а экономия топлива так и вовсе не наблюдалась, но факт остаётся фактом: в последнее десятилетие XX века внедорожники отняли у минивэнов жирный кусок американского рынка больших семейных автомобилей.

В эпоху
В эпоху "детройтского барокко" скучных машин, похоже, вообще не делали

В борьбе за место под солнцем минивэны попытались стать рациональнее – но стали только скучнее. Европейцам, таким, как Mercedes V-klasse или Volkswagen Multivan/Transporter, это оказалось простительно: от поколения к поколению Transporter становился всё скучнее, но продажи росли. А вот американские вэны в новую жизнь не вписались. И Chevrolet, и Chrysler, и Ford предложили откровенно унылые модели, которые по-прежнему не могли похвастаться экономичностью. В 90-е на семейных микроавтобусах стало можно писать что-то вроде "Женился – жизнь кончилась". Продолжающиеся усилия тюнинговых ателье, украшающих, скажем, Chevrolet Express в духе "Джо удачно продал скот", погоды так и не сделали.

Так должен выглядеть салон минивэна правильного техасского парня после лёгкого тюнинга
Так должен выглядеть салон минивэна правильного техасского парня после лёгкого тюнинга

Ряды американских вэнов сильно поредели, а уж до российского рынка добирался в основном сверхпопулярный (в старых изданиях) Dodge Caravan/Chrysler Voyager. Его ценили и до сих пор ценят за практичность, но эти машины совершенно не стремятся поддержать социальные амбиции своего владельца. Нынешнее, пятое поколение этой модели (выпускающейся также в модификации Chrysler Town&Country), хоть и не лишено нарядности, особой популярности у нас не завоевало. Не помогли ни рестайлинг, ни интересные возможности трансформации салона, ни комплектация с экономичным 160-сильным дизелем.

Причин несколько: высокая цена (от 2,3 млн рублей), низкий клиренс (14 см), чахлая рекламная политика. Более того, Chrysler официально возит в Россию только версию с "мечтой нефтяника и налоговика" – прожорливым бензиновым мотором мощностью 283 силы. Но главное, что этот минивэн, как и его "одноклассники", не ошеломляет. А машина должна ошеломлять, гайки – потом.

Кто против кого дружит?

Российский рынок вэнов для частного пользования невелик: всего-то около 10 тысяч машин в год "на всех", и автопроизводители явно не видят смысла драться за этот пирог. Возможно, потому, что не могут предложить машин, которые увеличили бы наш с вами интерес к минивэнам, а следовательно, и сам рынок.

В результате здесь конкурируют (а скорее, вяло толкаются для порядка) Mercedes, Volkswagen, Ford, Hyundai, Toyota с её Alphard стоимостью от 2,5 млн рублей да франко-итальянский Peugeot Expert, он же Citroen Jumpy, он же Fiat Scudo, причём последняя версия комплектуется в расчёте скорее на корпоративного потребителя. Одного материала хватило, чтобы окинуть взглядом половину небогатого предложения.

Для полноты картины добавим, что ушедший с нашего рынка KIA Carnival, выпускавшийся в Калининграде, сменён полноприводным SsangYong Stavic. Но эта машина была встречена как… как экзотика: "сельский" полный привод part-time, не позволяющий пользоваться им на шоссе, не очень раскрученная марка и, что весьма важно, не очень привычный российскому глазу дизайн.

Раньше KIA Carnival/Sedona выглядела так
Раньше KIA Carnival/Sedona выглядела так

Оба эти корейца задором не блещут. Но надо сказать, что и минивэны, представленные сегодня на рынке, особым куражом похвастаться не могут. Да, "немцы" – респектабельны, и да – Ford предпринял попытку "принарядить" свой Tourneo Custom, но в целом c точки зрения частного пользователя всё перечисленное характеризуется одним словом: громоздко.

Здесь самое время напомнить об одном американском вэне, выпускавшемся с 1990 года и довольно успешно противостоявшем натиску внедорожников. Этот 8-местный автомобиль позволял как с комфортом уехать на отдых всей семьёй, так и использовать его в качестве индивидуального транспорта. Речь об автомобиле под названием Pontiac Trans Sport (он же Chevrolet Lumina APV, он же Oldsmobile Silhouette). Название Silhouette здесь вполне обоснованно: у машины действительно был очень динамичный, запоминающийся силуэт.

Pontiac Trans Sport может нравиться или нет, но в характере ему не откажешь
Pontiac Trans Sport может нравиться или нет, но в характере ему не откажешь

Однако в 1997-2005 модель (уже под именем Montana) была подвергнута рестайлингу, раздобрела, обрюзгла, поскучнела и в 2009 году после этой неудачной мутации закономерно покинула рынок. Как писал совсем по другому поводу поэт, "но потом сошлась с инженером-химиком и… чудовищно поглупела".

Была ли Montana в техническом отношении хуже или лучше, чем предшественник – мы не знаем (хотя известно о её низком рейтинге по итогам краш-теста). Но запомнился именно дорестайлинговый Trans Sport – энергичным дизайном, "подтянутой фигурой", что вовсе не помешало реализовать в этой машине чисто американские представления о ездовом комфорте.

Видимо, запомнился не только нам.

Снимите тапочки, покиньте гауптвахту

Ассоциации с Pontiac Trans Sport возникают, когда смотришь на новый минивэн KIA Sedona 2015 модельного года, продажи которого начались днями в Соединённых Штатах. Предыдущее поколение Sedona – это и есть тот самый Carnival, но сходство между этими машинами заканчивается принадлежностью к одному классу. А вот привкус динамичного, "спортивного" минивэна, который оставил после себя Pontiac Trans Sport, здесь явно присутствует. Очевидно, что производитель здесь учёл большинство возможных пожеланий потенциального покупателя. При этом нельзя сказать, что KIA изобрели какой-то велосипед: все эти пожелания витают в воздухе, как минимум, больше 10 лет.

"Это не спорткар. Это KIA Sedona"

Во-первых, новинка выглядит энергично и нарядно. Нет ощущения, что это не автомобиль, а передвижная гауптвахта для унылого семьянина, везущего свой крест от дома до дачи в комплекте с тёщей, котом, рассадой и подушками. Выглядит "по-легковому", а вместительность – "автобусная". Это – первый и, пожалуй, самый важный шаг к тому, чтобы минивэны вернули себе утраченные позиции.

Обретя нарядность, которой люди ждут от личного автомобиля, Sedona превратилась в машину, на которой можно отправляться и на отдых, и на деловую встречу. Предыдущие версии Carnival/Sedona напоминали уютные тапочки и с представительскими функциями не ассоциировались совершенно. "Домашний" характер – не недостаток первых двух поколений модели, скорее, универсальность – достоинство нового, третьего.

KIA Sedona 2015 - уже не такой домосед
KIA Sedona 2015 - уже не такой домосед

Во-вторых, та самая вместительность. Машина получилась немаленькая: длина 5 м 11 см, ширина 1 м 98 см и высота 1 м 74 см (без учёта рейлингов). Для сравнения: привычный нам KIA Carnival, ранее предлагавшийся дилерами, при той же ширине был на 30 см короче и на 7 сантиметров выше. Версия Grand, с которой и нужно сравнивать новую Sedona, имела длину 5 м 13 см. В такие объёмы помещается большое количество чего угодно: багажа, детей, собак, велосипедов, спортивного снаряжения. Наконец, сюда можно уложить очень серьёзный холодильник; мы бы сказали – холодильник S-класса.

При этом корейцы явно очень вдумчиво подошли к тому, как именно распорядиться этими объёмами. Третий ряд сидений складывается в ровный пол, а второй сдвигается вперёд, трансформируясь так, чтобы занимать меньше места; длина салона по полу в этом случае достигает 240 см, а ширина – 120 см.

Корейский способ уменьшить сиденья
Корейский способ уменьшить сиденья

Таким образом, путешествующая семья из двух (и даже трёх) человек, остановившись в кемпинге, избавлена от необходимости возиться с палаткой после долгого пути и сможет с комфортом переночевать в машине. Если же пассажиры расселись на всех трёх рядах, ниша в полу, из которой поднимается задний диван, будет существенным дополнением к багажнику.

Когда третий ряд не используется, кресла второго ряда можно сместить назад, и получившееся расстояние для ног сделает честь любому седану премиум-класса в кузове long. Наконец, трёхместный диван второго ряда может трансформироваться в два капитанских кресла, расположение которых регулируется не только вперёд-назад, но и влево-вправо. Таким образом, при выборе комплектации не приходится мучительно выбирать: капитанские кресла и комфорт или диван и вместительность.

Второй ряд может трансформироваться в два капитанских кресла
Второй ряд может трансформироваться в два капитанских кресла

Надо сказать, что все эти конструктивные решения приняты на основании изучения пожеланий потребителей, которые, как сообщается, хором заявили: таскать кресла 2 и 3 рядов из машины и в машину больше не хотим, дайте нам доступ ко всему объёму кузова, но без лишней гимнастики.

В-третьих, в новой Sedona учтён ряд важных деталей, которые могут существенно повлиять на общее впечатление от владения минивэном. Одна из главных таких деталей – не то чтобы роскошный, но всё же приемлемый по российским меркам дорожный просвет в 17 см. Для сравнения, у Chrysler Voyager это всего 14 см, у переднеприводного Mercedes Viano – 15 см, а 17 см предлагают, например, Volkswagen Multivan – но уже в полноприводной версии… или Audi Q3, претендующий на звание кроссовера. Кроме того, корейцы не сэкономили на дверях второго ряда – они есть с обеих сторон, и они сдвижные. Большой машине – большие двери, и когда у вэна они распашные, в городской тесноте это может стать проблемой.

Над интерьером KIA Sedona тоже потрудились в
Над интерьером KIA Sedona тоже потрудились в "легковом" стиле

Ну и в-четвёртых – тысяча приятных мелочей, как, например, розетка на 220 вольт, электронные помощники водителя на все мыслимые случаи жизни, климат-система с ионизатором воздуха, камера заднего вида, электропривод задних дверей и багажника, который открывается сам, если постоять рядом с ним 3 секунды с брелоком доступа в кармане. Последней опцией KIA почему-то особенно гордится, сняв об этом целое кино.

KIA хвастается тем, как классно открывается багажник у новой Sedona

С чем сравнить?

Чтобы снизить накал, напомню, что с инженерной точки зрения KIA действительно не сделала ничего уникального: достаточно взглянуть на последнее поколение, например, Toyota Sienna, на фоне которой Sedona-2015 может, глядишь, оказаться и простоватой. Тут тебе и полный привод (единственный в классе) с таким же, как у корейца, клиренсом, и гибридная версия, весьма ощутимо экономящая топливо в городе, и обилие опций, в топовых комплектациях превращающее Sienna в инопланетный космолёт.

Можно упомянуть и Honda Odyssey, также пользующийся заслуженной популярностью у поклонников класса MPV (Multi-Purpose Vehicle — многоцелевое транспортное средство). Словом, все тонкости, важные для минивэна, японцы тоже умеют учитывать, причём уже давно.

В Toyota Sienna всё же чуть больше привычного минивэна, чем в KIA Sedona
В Toyota Sienna всё же чуть больше привычного минивэна, чем в KIA Sedona

Есть два "но" в пользу корейца: и Sienna, и Odyssey выпускаются только с бензиновыми двигателями, так что на топливе не сэкономишь. А полноприводная версия Sienna вдобавок снабжена мотором в 266 сил, и за такое количество лошадей налог получается поистине "конский". На американский рынок новая KIA Sedona тоже вышла с бензиновым мотором мощностью 276 л.с., но на "сером" рынке уже появились Sedona из Кореи, оснащённые дизелем объёмом 2,2 литра с мощностью в 197 л.с. и превосходным крутящим моментом в 421 Н/м. Расход в городе у такого автомобиля уложится в 10-12 литров.

Есть и третье "но" в пользу вэна от KIA – цена. В России серые дилеры просят за Sedona-2015 от 1,7 млн. рублей в довольно "нарядной" комплектации, в то время как переднеприводная Sienna 2014 года начинается с отметки 2,45 млн, и это – только нижняя граница. Тут-то потребитель и начинает прикидывать: "Да за эти деньги я смогу купить…" – правильно, что угодно, и в первую очередь будет рассматриваться полноразмерный внедорожник, потому что минивэнам, даже от Toyota, ещё предстоит ой как повоевать за место под суровым российским солнцем.

KIA Sedona: битва за место под солнцем ещё впереди
KIA Sedona: битва за место под солнцем ещё впереди

Почему нет?

При этом есть несколько обстоятельств, которые заставят отечественного покупателя хорошенько подумать, прежде чем приобрести даже доступный по меркам класса KIA Sedona.

Во-первых, официальных поставок этой машины в Россию нет (как, впрочем, и для упомянутых Sienna и Odyssey), и KIA Motors Rus пока словом о них не обмолвилась; возможно, что и не будет. "Серый" же дилер, обещающий привезти машину из Кореи – это всегда немного пугает. Кроме того, где чинить модель, которая представлена всего несколькими экземплярами на весь город? В гаражах? Автомобиль за 2 миллиона полновесных российских рублей – в гаражах? А возьмутся ли дилеры KIA за ремонт "серой" модели, с которой они незнакомы – большой вопрос. Как и то, с каким качеством и за какие деньги они этот ремонт выполнят.

Во-вторых, машину, приглашающую в путешествие, в России хочется видеть с полным приводом, да и дорожный просвет мог бы к отметке "нестыдные 17 см" прибавить ещё пару сантиметров.

В-третьих, KIA – это всё же корейская марка. Это не японец, не европеец и даже не американец, который за прожорливость и грубоватость платит простотой обслуживания и нетребовательностью к топливу и дорогам.

KIA Sedona: В салоне любого минивэна должно быть просторно, иначе внедорожники поработят человечество
KIA Sedona: В салоне любого минивэна должно быть просторно, иначе внедорожники поработят человечество

Словом, два миллиона рублей – это новенький полноприводный Toyota Highlander, просторный и вполне престижный, с понятной гарантией и с репутацией одной из самых надёжных марок, способный проехать там, где Sedona испытает сложности.

Но подобно тому, как владельцы внедорожников не готовы "снова вползать в седан", так привыкшие к вэнам водители говорят, что хотят входить в машину, а не запрыгивать, как во внедорожник. Даже если этот внедорожник престижен и прямо-таки хорош во всех отношениях. Вэны возвращаются?

Резюме: главное достоинство KIA Sedona в том, что она разнообразит автомобильную жизнь. У минивэнов/MPV есть целый ряд достоинств, недоступных внедорожникам, и главное из них – куда более рациональное использование пространства салона. Попросту говоря, вэн просторнее, удобнее, вальяжнее внедорожника. И если ещё несколько лет назад харизматичный внедорожник был интереснее унылого семейного "сарая", то Sedona и её "коллеги по цеху" обладают совсем другим характером. Очень может быть, что вэны вернутся – если производители научатся их готовить.

KIA Sedona 2015: Карета, а не тыква

Дмитрий Карпушин

Мы в соцсетях: ВКонтакте, Facebook, Twitter

Подписывайтесь на канал "Водителя Петербурга" в Telegram

Добавляйте наш сайт в "Мои источники" в Яндекс.Новостях

Комментарии

  • Вконтакте
  • Facebook
Все предложения
0

Новости MarketGid

ОПРОС

Читаете ли вы наши соцсети?












Результаты опроса

  • Все предложения

ВСЕ НОВОСТИ

Прислать новость

Предыдущие новости
Архив новостей