18+
Цены / 22.04.2014 13:34
(social-icons)

Москва и Петербург достойны повышенных штрафов

Москва и Петербург достойны повышенных штрафов

Петербуржцы и москвичи и дальше будут платить повышенные штрафы за нарушения Правил дорожного движения. Такое решение сегодня провозгласил Конституционный суд России. Подобным образом он ответил на запрос депутатов Госдумы, сомневавшихся в легитимности повышенных размеров штрафов за некоторые нарушения ПДД, установленные в КоАП для двух столиц.

Конституционный суд позволил властям Петербурга и Москвы собирать повышенные штрафы за нарушения Правил дорожного движения. Свою волю он объяснил заботой о «больных почках» автолюбителей, страдающих в пробках. Постановление КС может иметь и более далекоидущие последствия. Если его реализуют полностью, Россия превратится в «лоскутное одеяло», а чиновники на местах получат право самостоятельно определять наказание за любые административные проступки.

Все началось со штрафов за нарушения ПДД. Они, как известно, с 2012 года в Москве и Петербурге стали выше, чем во всей остальной России. Например, неправильно припарковать автомобиль в столицах стоит три тысячи рублей, тогда как в других регионах – только 1,5. Аналогичная ситуация – с нарушением требований знаков «Стоянка запрещена», остановкой на трамвайных путях или зебре. Утяжеленная ответственность также предусмотрена за выезд на выделенную полосу для общественного транспорта, неправильную парковку в жилых микрорайонах или отказ пропустить машину с проблесковым маячком. А с грузовиков, проехавших по запрещающий грузовое движение знак, и вовсе берут в десять раз больше – 5000 рублей против 500 в других городах.

В легитимности нововведений, введенных думским большинством, усомнились депутаты от оппозиционных фракций. ЛДПР, коммунисты и справедливороссы осенью 2013 года направили в КС запрос, где предположили, что правовое регулирование умаляет равенство россиян.

– Нарушение ПДД не может быть основанием для закона, ограничивающего права и свободы человека, – сетовали парламентарии в жалобе. Она была рассмотрена в открытом заседании 18 марта.

Месяц спустя оказалось, что в тонкостях конституционного права слуги народа разбираются недостаточно хорошо. Постановление по делу 22 апреля Конституционный суд зачитывал при значительном стечении прессы. Из документа можно было понять: право на равенство – это, конечно, хорошо, но в России есть регионы, которые равнее других. Москва и Петербург являются «общенациональными центрами экономической, политической, социальной активности и одновременно главными транспортными узлами страны», подчеркнули судьи. Этим объективно предопределяются более «сложные условия дорожного движения, а также повышенный уровень угроз его безопасности». Поэтому норма является конституционной.

Дополнительным аргументом «за» стала позиция Смольного и столичной мэрии. Когда закон принимался на федеральном уровне, они «не выражали к нему негативного отношения». А во время открытого слушания в КС даже убеждали служителей Фемиды, что снижение планки создаст «угрозу государственной безопасности».

Почки

– Мы глубоко влезли в проблематику, там было много пластов, – подвел итог в общении с журналистами судья-докладчик Михаил Клеандров. С его точки зрения, постановление продиктовано не только думами о государственных задачах, но и заботой о здоровье автолюбителей, страдающих в пробках.

– Кто-нибудь встал, позвонить захотел, и все машины остановились. Тысячи, десятки тысяч человеко-часов теряются из-за этого! – возмутился судья. – И извините меня, другие последствия есть. Не у всех людей почки здоровые, а никуда не выйдешь из этого потока – стоит намертво – дверку не откроешь.

Как добавил Клеандров, в работе над решением Конституционный суд, прежде всего, стремился защитить статью 19.2 Конституции, которая гарантирует равенство прав и свобод человека на территории всей Российской Федерации.

– Все граждане, вне зависимости от пола, национальности и сексуальной ориентации, находятся в абсолютно одинаковых обстоятельствах. В Москве и Петербурге они несут повышенную ответственность за некоторые нарушения ПДД (вне зависимости от места, где постоянно живут. – Прим. ред.), – объяснил докладчик трактовку «равенства» в понимании органа конституционного контроля.

Впрочем, воля КС по-настоящему обозначена еще шире и обещает «большой простор для законодателя», добавил Михаил Клеандров. В постановлении есть пункт, который в перспективе разрешит регионам выходить на федеральный уровень с инициативой повысить административные штрафы за конкретные проступки на своей территории. В Красноярском крае, допустим, смогут более жестоко наказывать за незаконную рубку леса, на Дальнем Востоке – за нелегальный вылов рыбы, в Петербурге и Москве – за что-нибудь еще, что покажется местным властям предосудительным и оскорбительным.

Такой возможности субъекты Федерации добивались давно, ведь она материально выгодна. Штрафы, собранные за многие правонарушения, поступают именно в региональную казну, отчисления за несоблюдение ПДД, в частности, остаются в ней на 100%.

Идея КС соответствует принципам федерализма и не нарушит целостность Российской Федерации, уверен Михаил Клеандров. Более того, по мнению судьи, когда-нибудь аналогичными правами можно будет наделить и муниципальных чиновников.

– Внутри большого субъекта всегда есть участки, где машина раз в месяц проезжает, а есть какая-нибудь Рублевка. Официально установлено, что плотность трафика на ней в сто раз превосходит нормативы. Кто ехал там в 9 часов утра – проклянет все на свете, – поделился знанием жизни судья. – Поэтому в далеком будущем каждый муниципалитет сможет попросить законодателей, чтобы на его земле опеределенные штрафы становились внушительней. Но этот пласт КС еще не затрагивал, это дело не завтрашнего, а послезавтрашнего дня.

Судьба обычных граждан, которым придется жить по Кодексу об административных правонарушениях, судей не очень беспокоит.

– Ведь каждый регион страны превратится в «терра инкогнита», где действуют свои правила. Весь КоАП от корки до корки не выучишь, как предугадать тогда результаты своих действий? – поинтересовалась «Фонтанка».

– Вы очень плохо думаете о тех, кто учит КоАП, – успокоил судья. – Федеральный законодательный орган состоит из достаточно мудрых людей, они этот вопрос при принятии еще десять тысяч раз обсудят.

Реакция

В рядах автолюбителей решение КС вызвало некоторое замешательство. Если каждый субъект сможет придумывать для себя отдельные штрафы, местные чиновники и депутаты будут делать это для самопиара или «в угоду сиюминутной выгоде», предположил член координационного совета межрегиональной общественной организации автомобилистов «Свобода выбора» Александр Холодов.

– Пример, как известно, заразителен. У региональных властей может случиться цепная реакция по выдумыванию поправок в КоАП – и не только связанных с дорожными происшествиями, – предполагает эксперт. – И Петербург, похоже, сыграет в этом процессе не последнюю роль. Ведь у нас есть креативные авторы законопроектов, чья фантазия способна разгуляться. В некотором смысле слова Холодова подтвердил самый известный парламентарий Северной столицы Виталий Милонов. В разговоре с «Фонтанкой» он отметил, что считает решение КС основанным на «подлинном принципе федерализма». – Нельзя подходить с общими мерками и к Петербургу, и к Москве, и к Севастополю, – отметил он. – То, что в одних регионах вполне допустимо, в других может восприниматься иначе. Например, в Дагестане смешно штрафовать за уличную торговлю – часть традиций местного населения, а в нашем городе продавать публично носки и трусы – это, извините, дикость.

Милонов не исключает, что петербургские законодатели воспользуются предложением КС и разработают несколько поправок в КоАП. Они могут быть связаны с введением ответственности за неиспользование зимней резины в Петербурге или «превышение предельной концентрации вредных веществ» от автомобиля.

– Уместно также поставить вопрос о том, насколько допустим в городе на Неве нудизм в открытых пляжных зонах, проработать усиленные меры по борьбе с «бомбилами», – подчеркнул депутат. – Нелегальных таксистов стоит наказывать конфискацией машины. Но при этом максимально упростить процедуру получения лицензий.

Софья Вертипорох, «Фонтанка.ру»

Мы в соцсетях: ВКонтакте, Facebook, Twitter

Подписывайтесь на канал "Водителя Петербурга" в Telegram

Добавляйте наш сайт в "Мои источники" в Яндекс.Новостях

Комментарии

  • Вконтакте
  • Facebook
Все предложения
0

Новости MarketGid

ОПРОС

Читаете ли вы наши соцсети?












Результаты опроса

  • Все предложения

ВСЕ НОВОСТИ

Прислать новость

Предыдущие новости
Архив новостей